[англ. King] Мартин Лютер (15.01.1929, Атланта, шт. Джорджия, США - 4.04.1968, Мемфис, шт. Теннесси, там же), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке. Род. в семье пастора баптистской церкви, при рождении был назван Майклом Лютером Кингом - младшим, сыном Майкла Лютера Кинга - старшего. Через неск. лет отец К. сменил собственное имя и имя сына на имя Мартин в честь М. Лютера. Семья Кингов принадлежала к среднему классу, но, несмотря на это, К. с детства испытывал последствия расовой сегрегации (неск. поколений предков К. до офиц. отмены рабства в США в 1863 были рабами). В 1948 г. К. окончил колледж Морхаус со степенью бакалавра социологии, 25 февр. того же года принял духовный сан и стал помощником отца в Эбенезерской баптистской церкви в Атланте. В 1948-1951 гг. учился в Крозерской теологической семинарии в Пенсильвании, затем на теологическом фак-те Бостонского ун-та, в июне 1955 г. получил степень д-ра теологии (дис. «Сравнение концепции Бога в учениях П. Тиллиха и Г. Н. Уимана»). В 1953 г. К. обвенчался с Кореттой Скотт, в браке у Кингов родилось четверо детей. В 1954 г. К. стал пастором баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (шт. Алабама) и членом местного отд-ния Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (была основана в 1909). В янв. 1955 г. в речи, произнесенной в Бирмингемском отд-нии ассоциации, К. осудил бездействие церковных лидеров в отношении защиты гражданских прав афроамериканцев: «Чтобы уничтожить сегрегацию, вы должны сделать нечто большее, чем молиться и читать Библию».
В дек. 1955 г. К. возглавил бойкот автобусных линий в Монтгомери после «инцидента с Розой Паркс», к-рая отказалась вопреки закону уступить место в автобусе пассажиру с белым цветом кожи. К. неоднократно арестовывали за участие в протестных акциях, было неск. покушений на его жизнь. К. считал руководство движением продолжением пастырской службы и использовал в большинстве посланий церковную лексику и цитаты из Свящ. Писания. События, в результате которых Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме нарушением Конституции США, сделали К. национальным лидером. В янв. 1957 г. он был избран главой основанной им орг-ции «Конференция руководства христиан юга». В 1958 г. была опубликована 1-я книга К. «Шаг к свободе: история Монтгомери», ставшая хроникой борьбы афроамериканцев, принявших философию ненасилия в качестве основы движения активного христианства. В гл. «Паломничество к ненасилию» К. рассматривал идеи, к-рые повлияли на его обращение к методу ненасильственного сопротивления, основанному на принципе любви (агапе). Во время презентации книги на К. было совершено покушение: впосл. признанная душевнобольной афроамериканка Изола Карри нанесла ему ножевое ранение.
В 1959 г. по приглашению премьер-министра, лидера левого крыла индийского национально-освободительного движения Джавахарлала Неру К. посетил Индию, где изучал деятельность М. Ганди, затем совершил поездку в Иерусалим и Каир. В 1960 г. семья Кингов переехала в Атланту. Движение за гражданские права набирало силу: продолжались марши протеста, экономические бойкоты, сидячие забастовки. К. выступал на митингах, собраниях, съездах, читал лекции, собирал пожертвования и передавал их в различные фонды. В 1963 г. прошла кампания в Бирмингеме, сопровождавшаяся массовыми арестами. Находясь в заключении, К. в «Письме из Бирмингемской тюрьмы» призвал амер. священнослужителей с белым цветом кожи поддержать борьбу за равные права всех граждан США.
Речь К. «У меня есть мечта» (I have a dream), произнесенная во время «марша на Вашингтон» в 1963 г. у мемориала А. Линкольну, 16-му Президенту США, принесла ему мировую известность и считается образцом ораторского искусства. Написанная в жанре плачевных песней (ср. Иеремии плач), помимо отсылок к ВЗ (напр.: Ис 40. 4-5; Ам 5. 24) она содержит аллюзии на Декларацию независимости США, Манифест об освобождении рабов и Конституцию США. В 1964 г. на встрече в Ватикане папа Павел VI подарил К. серебряный медальон. В этом же году 10 дек. К. получил Нобелевскую премию мира. Итогом деятельности движения за гражданские права в США стало принятие Закона о гражданских правах (1964) и Закона о правах участия в голосовании (1965). В 1966 г. К. переехал в Чикаго, и положение афроамер. гетто в этом городе стало центром его деятельности. Кн. «Куда мы пойдем теперь?», в к-рой К. изложил свое критическое отношение к войне во Вьетнаме, была опубликована в 1967 г.
В марте 1968 г. К. возглавил протестное движение в Мемфисе (шт. Теннесси). 3 апр., выступая перед манифестантами, К. сказал: «Я не знаю, что теперь может случиться. Нам предстоит пережить несколько трудных дней. Но все это для меня уже не имеет большого значения. Я побывал на самой вершине. И будь что будет. Как и всякому человеку, мне хотелось бы прожить долгую жизнь. Но сейчас я просто хочу исполнить волю Всевышнего, Который разрешил мне взойти на самую вершину горы. Я огляделся вокруг и увидел землю обетованную. Может быть, мне не суждено будет до нее дойти вместе с вами. Но я хочу, чтобы вы сегодня вечером узнали, что мы, как народ, обязательно доберемся до этой земли. Поэтому сегодня вечером я счастлив. Меня ничто не тревожит. Я не боюсь никого. Мои глаза видели Господа во всей славе Его пришествия». Вскоре К. был смертельно ранен снайпером. Похороны К. состоялись 9 апр. в Атланте. С 1986 г. день памяти К. (Martin Luther King Jr. Day) стал национальным праздником в стране и отмечается в 3-й понедельник января. В 2004 г. К. был посмертно удостоен высшей награды США - Золотой медалью Конгресса.